Журнал "Товарищ" № 13 от 30 июня 1923 года (стр. 13).
Исторические уголки Пензенской губерний.
Тарханы (Лермонтово) Чембарского уезда.
В лощине меж полей, окаймленных лесным полукругом, издали видны только крылья ветряных мельниц да церковный купол. Подъезжая ближе (со стороны Белинской, влево вашему взору представляется другая панорама: небольшой парк из густо поросших ветвей которого резко выделяется фасад белого двухэтажного дома александрийского стиля с балконом и колоннами; дальше - ряд каменных построек - служб из красного кирпича.
Первое - село Тарханы, второе - дом и усадьба, где жил М. Ю. Лермонтов.
Прелестный уголок эта усадьба!
Ее небольшой, но затейливый разбитый на пригорке парк, отличается редкой красотой и уютом.
Здесь поэт не раз гулял в часы "раздумья" и "беседовал сам с собой".
А над самым домом склонился старый - престарый вяз, под которым Михаил Юрьевич так любил творить свои чудные произведения.
А вот и домовая церковь, паперть которой видна на рисунке.
Внешне церковка нечего особенного не представляет, и замечательна она лишь тем, что в стенах ее бывал поэт, да своей оригинальной живописью, о которой уместно сказать насколько слов. Все портреты икон этой церкви - копия живых людей: Мария Египетская - портрет матери поэта, Михаил Архангел - портрет самого поэта, ангелы-родственницы и родственники Арсеньевых и т.п.
Таков обычаи старины: писать иконы с живых людей, дом с колоннами не есть тот дом в котором жил поэт: тот дом сгорел в 1906 году, а настоящий выстроен на том же месте и точь-в-точь по тому же типу.
Вокруг усадьбы до 1917 г. были глубокие пруды. Теперь из них уцелел только один, а
все другие пересохли.
Так постепенно меняется первоначальный вид усадьбы, оставляя все меньше и меньше предметов воспоминаний о знаменитом обитателе здешних мест. Сейчас имение обращено в совхоз, к слову сказать влачащий жалкое существование не по вине его администрации. В совхозе служат два ревностных поклонника поэта управляющий Бекман и бухгалтер Малеев.
Насколько хватает сил и средств, они стараются сохранить все то, что связано с именем Михаила Юрьевича и два года тому назад даже перенесли в парк культуру воспетого поэтом Кавказа - виноград.
В селе в церковной ограде стоит фамильный склеп Арсеньевых, в котором похоронен поэт его мать, дед и бабка Арсеньева.
Гроб с прахом поэта в склепе висит на цепях и в половое окно, ныне заложенное кирпичом, его можно было свободно рассмотреть. Склеп содержится крайне небрежно, засорен, а из двери кто-то выломал даже раму.
Знаменитой книги посетителей, где расписывались приезжающие, нет: искурена в 1917 году.
Как плохо ценим мы память родных поэтов и писателей.
Как своевременна, была - бы помощь просветительных органов сохранить хотя - бы то, что уцелело до наших дней.
П. Никишин.
Статьи из газет, журналов о М.Ю. Лермонтове (или музее)
-
- Администратор
- Сообщения: 411
- Зарегистрирован: 30 авг 2016, 09:10
- Репутация: 0
- Откуда: Белинский
- Контактная информация:
-
- Администратор
- Сообщения: 411
- Зарегистрирован: 30 авг 2016, 09:10
- Репутация: 0
- Откуда: Белинский
- Контактная информация:
Re: Статьи из газет, журналов о М.Ю. Лермонтове (или музее)
Книга "Замечательные места Пензенской области", А. Храбровицкий, 1943 год, стр. 19-26
Тарханы.
Лучшее описание Тархан дал сам Лермонтов. Оно заключено в стихотворении «Первое января». В пестрой толпе петербургского бала, «при шуме музыки и пляски», Лермонтов уносился мыслями в пензенскую глушь, в родные и милые сердцу Тарханы:
«И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями».
В Тарханах Лермонтов рос. «Странная тоска» теснила грудь его при воспоминании о Тарханах. Это тоска по родине, незабываемые впечатления детства, воспоминания о пережитом и перечувствованном в родных местах. Здесь колыбель его творчества. На первой своей поэме «Черкесы» он обозначил точно, где она написана: «В Чембаре. За дубом» (Тарханы находятся в 17 километрах от Чембара). В Тарханах Лермонтов узнал и полюбил народ и природу России. В «Бородино», «Песне про купца Калашникова», «Боярине Орше», «Вадиме» и многих других произведениях Лермонтова мы находим отзвуки Тархан.
Тарханы - удивительный уголок. В Пензе есть немало людей, бывавших в Тарханах не раз, но спросите любого - каждый ответит, что хочет снова побывать там. Уезжая из Тархан, задаешься мыслью - скоро ли удастся посетить эти места в другой раз...
В чем секрет этого очарования? Трудно сказать. Очевидно, тут гармонически слились воздействие живописной природы, ощутимая близость Лермонтова, обаяние его поэзии. Представьте густой старинный парк, расположенный на склоне горы, круто спускающейся к пруду. Тенистые аллеи пересекают парк в разных направлениях. Ничто, кроме шелеста листьев и пения птиц, не нарушает тишины. Здесь ощутимы и осязаемы лермонтовские строки, навеянные Тарханами:
«В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами».
Здесь каждый уголок напоминает о Лермонтове. Вот остатки вяза, на котором висели качели маленького Миши, вот «беседка тайная», описанная Лермонтовым в юношеском стихотворении
«Цевница», вот дуб, посаженный, по преданию, им самим, вот пережившие столетие следы «разрушенной теплицы», вот так называемые, «траншеи» - место военных игр Миши Лермонтова с деревенскими ребятишками.
Почти все, что написал Лермонтов, имеет автобиографическое значение. Для познания детства Лермонтова ценнейший материал дает неоконченная повесть «Я хочу рассказать вам...» Под именем Саши Арбенина Лермонтов описал себя. Вот как выглядел дом, в котором прошло детство Саши:
«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской».
Этот дом, красиво выделяющийся среди зелени, перед нами...
Интересна его история. После смерти бабушки Лермонтова дом решили продать на снос. Уже начали разбирать, но, к счастью, все разошлось из-за 50 рублей, и сделка не состоялась... В дореволюционной печати много раз писалось о запустении в Тарханах и пренебрежении к памяти Лермонтова. В журнале «Исторический вестник» за декабрь 1911 года можно прочесть следующие строки: «Разве мы умеем беречь реликвии после своих великих людей? Разве не известна судьба, домиков Пушкина в Михайловском, Лермонтова - в Тарханах, избы Кутузова - в Филях, домика Петра Великого - в Новодвинской крепости и затем Архангельске, наконец, домика Суворова - в Кончанском и т. д.? Изречение sic transit gloria mundi (так проходит мирская слава) всего чаще и нагляднее оправдывается именно у нас в России, на ее славных именах...»
Как приятно писать, что Тарханы сегодня - образец любовного и бережного отношения ко всему, что связано с памятью великого человека. Дом Лермонтова, о печальной судьбе которого писал журнал, восстановлен, содержится в исключительном порядке, там создан великолепный музей.
Десять комнат музея заполнены экспонатами, говорящими о Лермонтове и его эпохе. Музей обставлен старинной мебелью, украшен картинами, коврами. Это лучший музей в нашей области.
Комната Лермонтова находится в мезонине. Здесь висит написанная им картина «Дарьяльское ущелье». Тарханы и Кавказ - вот основные источники жизненных впечатлений и поэзии Лермонтова.
Интересно и знаменательно, что объяснения в музее дают земляки поэта - сельская молодежь, получившая среднее образование. Комсомолка Нюра Шубенина - родственница кормилицы Лермонтова - работает экскурсоводом. Она жадно читает каждое новое исследование о поэте. Из комнаты Лермонтова есть выход на балкон. Отсюда открывается вид, описанный в повести «Я хочу рассказать вам...»
«С балкона видны были дымящиеся села луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы».
Белым пятном на этом фоне выделяется маленькая часовня - последнее пристанище поэта. Могила Лермонтова находится на расстоянии полукилометра от дома и парка.
Стен часовни касаются ветви одиноко растущего дуба. Его посадила бабушка, выполнившая
предсмертное поэтическое желание Лермонтова:
«Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел».
Каменные ступени ведут в склеп, где стоит свинцовый гроб Лермонтова. В этом гробу тело Лермонтова привезено из Пятигорска. В памяти оживают роковой июльский вечер у подножья Машука, выстрел Мартынова, ужасная гроза, бабушка, ослепшая от слез, скорбь Белинского, печальный и долгий путь свинцового гроба в Тарханы... Чувство скорби и горечи, испытываемое в, склепе, где спит Лермонтов «холодным сном могилы», гениально выразил он сам в стихах на смерть Пушкина:
«Замолкли звуки дивных песен,
Не раздаваться им опять;
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать».
Мы поднимаемся из сырого и холодного склепа наверх, к солнцу, видим знамена и венки над могильным памятником поэта, людей, идущих поклониться гробу, бесконечные записи в книге посещений... И постепенно чувство скорби сменяется чувством гордости. Гордости русской культурой, давшей миру Лермонтова, гордости нашим временем, сделавшим Лермонтова близким и доступным народу.
Тарханы.
Лучшее описание Тархан дал сам Лермонтов. Оно заключено в стихотворении «Первое января». В пестрой толпе петербургского бала, «при шуме музыки и пляски», Лермонтов уносился мыслями в пензенскую глушь, в родные и милые сердцу Тарханы:
«И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями».
В Тарханах Лермонтов рос. «Странная тоска» теснила грудь его при воспоминании о Тарханах. Это тоска по родине, незабываемые впечатления детства, воспоминания о пережитом и перечувствованном в родных местах. Здесь колыбель его творчества. На первой своей поэме «Черкесы» он обозначил точно, где она написана: «В Чембаре. За дубом» (Тарханы находятся в 17 километрах от Чембара). В Тарханах Лермонтов узнал и полюбил народ и природу России. В «Бородино», «Песне про купца Калашникова», «Боярине Орше», «Вадиме» и многих других произведениях Лермонтова мы находим отзвуки Тархан.
Тарханы - удивительный уголок. В Пензе есть немало людей, бывавших в Тарханах не раз, но спросите любого - каждый ответит, что хочет снова побывать там. Уезжая из Тархан, задаешься мыслью - скоро ли удастся посетить эти места в другой раз...
В чем секрет этого очарования? Трудно сказать. Очевидно, тут гармонически слились воздействие живописной природы, ощутимая близость Лермонтова, обаяние его поэзии. Представьте густой старинный парк, расположенный на склоне горы, круто спускающейся к пруду. Тенистые аллеи пересекают парк в разных направлениях. Ничто, кроме шелеста листьев и пения птиц, не нарушает тишины. Здесь ощутимы и осязаемы лермонтовские строки, навеянные Тарханами:
«В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами».
Здесь каждый уголок напоминает о Лермонтове. Вот остатки вяза, на котором висели качели маленького Миши, вот «беседка тайная», описанная Лермонтовым в юношеском стихотворении
«Цевница», вот дуб, посаженный, по преданию, им самим, вот пережившие столетие следы «разрушенной теплицы», вот так называемые, «траншеи» - место военных игр Миши Лермонтова с деревенскими ребятишками.
Почти все, что написал Лермонтов, имеет автобиографическое значение. Для познания детства Лермонтова ценнейший материал дает неоконченная повесть «Я хочу рассказать вам...» Под именем Саши Арбенина Лермонтов описал себя. Вот как выглядел дом, в котором прошло детство Саши:
«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской».
Этот дом, красиво выделяющийся среди зелени, перед нами...
Интересна его история. После смерти бабушки Лермонтова дом решили продать на снос. Уже начали разбирать, но, к счастью, все разошлось из-за 50 рублей, и сделка не состоялась... В дореволюционной печати много раз писалось о запустении в Тарханах и пренебрежении к памяти Лермонтова. В журнале «Исторический вестник» за декабрь 1911 года можно прочесть следующие строки: «Разве мы умеем беречь реликвии после своих великих людей? Разве не известна судьба, домиков Пушкина в Михайловском, Лермонтова - в Тарханах, избы Кутузова - в Филях, домика Петра Великого - в Новодвинской крепости и затем Архангельске, наконец, домика Суворова - в Кончанском и т. д.? Изречение sic transit gloria mundi (так проходит мирская слава) всего чаще и нагляднее оправдывается именно у нас в России, на ее славных именах...»
Как приятно писать, что Тарханы сегодня - образец любовного и бережного отношения ко всему, что связано с памятью великого человека. Дом Лермонтова, о печальной судьбе которого писал журнал, восстановлен, содержится в исключительном порядке, там создан великолепный музей.
Десять комнат музея заполнены экспонатами, говорящими о Лермонтове и его эпохе. Музей обставлен старинной мебелью, украшен картинами, коврами. Это лучший музей в нашей области.
Комната Лермонтова находится в мезонине. Здесь висит написанная им картина «Дарьяльское ущелье». Тарханы и Кавказ - вот основные источники жизненных впечатлений и поэзии Лермонтова.
Интересно и знаменательно, что объяснения в музее дают земляки поэта - сельская молодежь, получившая среднее образование. Комсомолка Нюра Шубенина - родственница кормилицы Лермонтова - работает экскурсоводом. Она жадно читает каждое новое исследование о поэте. Из комнаты Лермонтова есть выход на балкон. Отсюда открывается вид, описанный в повести «Я хочу рассказать вам...»
«С балкона видны были дымящиеся села луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы».
Белым пятном на этом фоне выделяется маленькая часовня - последнее пристанище поэта. Могила Лермонтова находится на расстоянии полукилометра от дома и парка.
Стен часовни касаются ветви одиноко растущего дуба. Его посадила бабушка, выполнившая
предсмертное поэтическое желание Лермонтова:
«Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел».
Каменные ступени ведут в склеп, где стоит свинцовый гроб Лермонтова. В этом гробу тело Лермонтова привезено из Пятигорска. В памяти оживают роковой июльский вечер у подножья Машука, выстрел Мартынова, ужасная гроза, бабушка, ослепшая от слез, скорбь Белинского, печальный и долгий путь свинцового гроба в Тарханы... Чувство скорби и горечи, испытываемое в, склепе, где спит Лермонтов «холодным сном могилы», гениально выразил он сам в стихах на смерть Пушкина:
«Замолкли звуки дивных песен,
Не раздаваться им опять;
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать».
Мы поднимаемся из сырого и холодного склепа наверх, к солнцу, видим знамена и венки над могильным памятником поэта, людей, идущих поклониться гробу, бесконечные записи в книге посещений... И постепенно чувство скорби сменяется чувством гордости. Гордости русской культурой, давшей миру Лермонтова, гордости нашим временем, сделавшим Лермонтова близким и доступным народу.
Re: Статьи из газет, журналов о М.Ю. Лермонтове (или музее)
Добрый день!
Может быть это не совсем в тему, но попалась интересная информация о родственниках Лермонтова.
http://www.prizyv.ru/2013/01/10/rozhdes ... v-zakolpe/ Газета "Призыв"
Речь идет о селе Заколпье Владимирской области:
"Прихожанами Христорождественского храма были не только жители села, но и окрестные помещики. В их числе – Евфимия Дмитриевна Арсеньева – двоюродная сестра матери Михаила Юрьевича Лермонтова, вышедшая замуж за меленковского помещика и уездного предводителя дворянства подполковника Петра Алексеевича Чижова. До сих пор в церковной ограде Христорождественского храма Заколпья непосредственно за алтарем сохранилось надгробие из серо-розового гранита, на котором можно разобрать надпись: «Здесь погребено тело рабы Божией Евфимии Дмитриевны Чижовой, урожденной Арсеньевой, скончавшейся 5 февраля 1873 года на 62-м году от рождения».
Погребал Евфимию Дмитриевну в Заколпье протоиерей Петр Васильевич Миртов, который в течение 46 лет, с 1853 по 1899 гг., служил настоятелем местной церкви и благочинным почти полвека. Кстати, беломраморный памятник Миртова, скончавшегося в 1899 году, тоже сохранился и находится неподалеку от надгробия Чижовой-Арсеньевой."
Может быть это не совсем в тему, но попалась интересная информация о родственниках Лермонтова.
http://www.prizyv.ru/2013/01/10/rozhdes ... v-zakolpe/ Газета "Призыв"
Речь идет о селе Заколпье Владимирской области:
"Прихожанами Христорождественского храма были не только жители села, но и окрестные помещики. В их числе – Евфимия Дмитриевна Арсеньева – двоюродная сестра матери Михаила Юрьевича Лермонтова, вышедшая замуж за меленковского помещика и уездного предводителя дворянства подполковника Петра Алексеевича Чижова. До сих пор в церковной ограде Христорождественского храма Заколпья непосредственно за алтарем сохранилось надгробие из серо-розового гранита, на котором можно разобрать надпись: «Здесь погребено тело рабы Божией Евфимии Дмитриевны Чижовой, урожденной Арсеньевой, скончавшейся 5 февраля 1873 года на 62-м году от рождения».
Погребал Евфимию Дмитриевну в Заколпье протоиерей Петр Васильевич Миртов, который в течение 46 лет, с 1853 по 1899 гг., служил настоятелем местной церкви и благочинным почти полвека. Кстати, беломраморный памятник Миртова, скончавшегося в 1899 году, тоже сохранился и находится неподалеку от надгробия Чижовой-Арсеньевой."
-
- Администратор
- Сообщения: 411
- Зарегистрирован: 30 авг 2016, 09:10
- Репутация: 0
- Откуда: Белинский
- Контактная информация:
Re: Статьи из газет, журналов о М.Ю. Лермонтове (или музее)
Статья из газеты "Сельская новь" № 60 от 19 мая 1970 года (К. ПАВЛОВА).
По Лермонтовским местам.
На книжных полках библиотек появилась небольшая книжечка-каталог "По лермонтовским местам", выпущенная Государственным лермонтовским музеем-заповедником "Тарханы". Она открывается вступительной статьей автора и составителя этого ценного пособия В. П. Арзамасцева.
Давно привлекли внимание художников лермонтовские места. Несколько лет тому назад профессор живописи Глеб Борисович Смирнов и художница Любовь Федоровна Смирнова совершили поездку по маршрутам странствования М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Затем художникам удалось ярко и выразительно запечатлеть наиболее интересные и характерные виды тарханских мест поэта. Высокий барский дом, домовая церковь, пруды, различные уголки парка, могила М. Ю. Лермонтова, окрестности усадьбы, природа - все это изображено с разных точек наблюдения и при разнообразных условиях освещения.
Несколько этюдов Л.Ф. и Г.Б. Смирновых написаны в тех романтических местах, которые когда-то привлекли внимание Лермонтова и описаны им в романе "Вадим", как место, в котором скрывался от народного гнева жестокий помещик. Это "Гремучий ручей" и "Чертово логовище" - болотистая равнина поросшая лесом, высокая гряда холмов с крупными обрывам и глубоким оврагом, расположенные между селами Нижние Поляны и Тархово, в 9 - 10 километрах от Тархан. Дух лермонтовского пейзажа передан очень точно.
Полны поэзии в картинах художников берега извилистой речки Милорайки, заросший старинный парк усадьбы родственников поэта - Шан-Гиреев. В изображении усадьбы "Тарханы", неоднократно привлекавшей внимание, художники сумели найти новые точки изображения, открыть ту красоту, которая недоступна при беглом осмотре.
Выставленные пейзажи знакомят каждого посетителя со многими примечательными объектам Лермонтовского заповедника и дают полное представление о замечательном уголке нашей Родины. Далее идет краткий рассказ о художниках Г.В. Смирнове и Л.Ф. Смирновой и перечислена их работа.
Открытая в Лермонтовском музее-заповеднике "Тарханы" выставка произведений художников является хорошим подарком не только для белинцев, но и для тех, кто приезжает познакомиться с жизнью и деятельностью поэта.
По Лермонтовским местам.
На книжных полках библиотек появилась небольшая книжечка-каталог "По лермонтовским местам", выпущенная Государственным лермонтовским музеем-заповедником "Тарханы". Она открывается вступительной статьей автора и составителя этого ценного пособия В. П. Арзамасцева.
Давно привлекли внимание художников лермонтовские места. Несколько лет тому назад профессор живописи Глеб Борисович Смирнов и художница Любовь Федоровна Смирнова совершили поездку по маршрутам странствования М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Затем художникам удалось ярко и выразительно запечатлеть наиболее интересные и характерные виды тарханских мест поэта. Высокий барский дом, домовая церковь, пруды, различные уголки парка, могила М. Ю. Лермонтова, окрестности усадьбы, природа - все это изображено с разных точек наблюдения и при разнообразных условиях освещения.
Несколько этюдов Л.Ф. и Г.Б. Смирновых написаны в тех романтических местах, которые когда-то привлекли внимание Лермонтова и описаны им в романе "Вадим", как место, в котором скрывался от народного гнева жестокий помещик. Это "Гремучий ручей" и "Чертово логовище" - болотистая равнина поросшая лесом, высокая гряда холмов с крупными обрывам и глубоким оврагом, расположенные между селами Нижние Поляны и Тархово, в 9 - 10 километрах от Тархан. Дух лермонтовского пейзажа передан очень точно.
Полны поэзии в картинах художников берега извилистой речки Милорайки, заросший старинный парк усадьбы родственников поэта - Шан-Гиреев. В изображении усадьбы "Тарханы", неоднократно привлекавшей внимание, художники сумели найти новые точки изображения, открыть ту красоту, которая недоступна при беглом осмотре.
Выставленные пейзажи знакомят каждого посетителя со многими примечательными объектам Лермонтовского заповедника и дают полное представление о замечательном уголке нашей Родины. Далее идет краткий рассказ о художниках Г.В. Смирнове и Л.Ф. Смирновой и перечислена их работа.
Открытая в Лермонтовском музее-заповеднике "Тарханы" выставка произведений художников является хорошим подарком не только для белинцев, но и для тех, кто приезжает познакомиться с жизнью и деятельностью поэта.
Вернуться в «История Чембарского уезда (Белинский район)»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей