Первый детский портрет М.Ю. Лермонтова.
В наружности Лермонтова было нечто столь неуловимое, столь трудно запечатлеваемое, что становится понятным, почему все дошедшие до нас портреты его так несовершенны. Все знавшие Лермонтова в детстве и юности отмечают особую выразительность его умных темных глаз. Ни один из дошедших до нас портретов не дает настоящего представления о Лермонтове. Есть лица, которые вообще не даются художникам, а лицо поэта по-видимому, принадлежало именно к таковым. Для того чтобы создать достойный его портрет, надо было "постичь душевный мир поэта". Но главная причина в том. что первое впечатление от личности поэта у большинства современников было неблагоприят¬ным, а иногда резко отрицательным. Поэтому мы не имеем ни одного художественно-значительного прижизненного портрета Лермонтова. До самого последнего времени никто из исследователей и издателей Лермонтова не интересовался оригиналом детского портрета, пользуясь для воспроизведения фотографией с него, имевшейся в Лермонтовском музее, а сейчас находящейся в институте литературы Академии Наук СССР в Ленинграде. Портрет М. Лермонтова в детском возрасте (см. снимок) написан, по всей видимости, тем же живописцем, что и портрет его бабушки, быть может, даже одновременно. Художник неизвестен. Возможно это любительская работа какого-нибудь учителя рисования или же крепостного мастера-самоучки. По данным П.А. Висковатого эти портреты были написаны "художником из крепостных людей". В те годы огромное число помещиков и дворян средней руки прибегало к услугам крепостных живописцев для увековечивания членов своей семьи. На первом прижизненном портрете М.Ю. Лермонтов изображен в возрасте 3-4 лет в 1817-1818 годах до колен, в белом платьице с короткими рукавами и открытом воротом. Выразительно написана голова: запоминаются светлые волосы, карие глаза, остроочерченные нос и губы. Не случайно художник изобразил ребенка с мелком и изрисованным листом бумаги в руке. "Пол в комнате маленького Лермонтова был покрыт сукном. Величайшим удовольствием мальчика было ползать по нему и чертить мелом". Сведения об этом периоде жизни поэта малочисленны: болезненно самолюбивый и экзальтированный ребенок.
Младенец рос милее с каждым днем:
Живые глазки, белые ручонки
И русый волос, вьющийся кольцом,
Пленяли всех знакомых...
(Из поэмы М.Ю. Лермонтова "Сашка". Собр. соч. т. II, стр. 376).
Как и все портреты, находившиеся в Тарханах, детское изображение Лермонтова проделало длинный путь, покуда оно поступило, через сто с лишним лет после написания, в собраниях Государственного литературного музея. На обороте портрета надпись: "Собственность Шереметьевой, Саратовской губернии". Это значит, что из Тархан Пензенской губернии этот портрет пропутешествовал в имение А.А. Столыпина, в Саратовскую губернию, где сначала им владел брат Елизаветы Алексеевны, затем его старшая дочь Н.А. Шереметьева, вслед за ней его младшая дочь М.А. Щербатова. После смерти его дочери М.В.Катковой портрет поступил через О.М. Веселкину в Мурановский музей имени Ф.И. Тютчева и, наконец, в Государственный литературный музей. При воспроизведениях этого портрета указывались обычно разные фамилии его владельцев. Оставался открытым вопрос, имеем ли мы дело с одним и тем же портретом и или несколькими, из которых один является оригиналом, а другой копией. Поэтому нам крайне необходимо проследить последовательные переходы того или иного портрета от одного владельца к другому, так как это помогает иногда раскрыть сложную историю портрета. После смерти в 1845 году бабки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденная Столыпиной, этот портрет находился у ее брата - Афанасия Алексеевича Столыпина. От него портрет перешел сначала к его старшей дочери - Наталье Афанасьевне, в замужестве Шереметьевой, которая была бездетна, а затем к другой его дочери - Марии Афанасьевне, княгине Щербатовой, от последней же по наследству достался ее дочери - Марии Владимировне. бывшей замужем за А.М Катковым, сыном известного издателя "Русского вестника" М. Н. Каткова. К сожалению, обнаруженный оригинал ничего нового не дал. Ни на самом портрете, ни на обороте его нет никаких подписей. которые бы позволили точно установить его автора и время его написания. Впервые портрет 3-4 лет был воспроизведен в "Живописном обозрении" и при статье Висковатого "Ребенок. Лермонтов и бабушка его Арсеньева". Фотография с этого портрета была доставлена Висковатому через посредство Журавлева, управляющего Тарханами. Интересно отметить, чти обычай давать воспроизведения не с оригиналов до того укоренился, что в издании сочинений Лермонтова при вышедшем V томе дана репродукция этого портрета не с оригинала, а с гравюры на дереве. В том же 1884 году в № 39 "Живописного обозрения" появился 7-ой портрет Лермонтова - ребенком, воспроизведенный не с оригинала, а с фотографии, полученной П. Висковатовым.
В. РЫБАКОВА (экскурсовод Лермонтовского Государственного музея-заповедника "Тарханы")
Личный план учителя.
"Если учитель слаб, если его собственные знания отстают от развития науки, то его слабости перейдут в будущее через его учеников. Ничего хуже этого быть не может. В тоже время хороший учитель также продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в сердцах и умах своих питомцев". Эти слова Л.И. Брежнева, сказанные на Всесоюзном съезде учителей, имеют особенный смысл, свой подтекст: учитель обязан постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания. Повышаешь ли ты свой общеобразовательный уровень, что нового и полезного узнал ты за минувший год? Этот вопрос задает себе каждый учитель Лермонтовской средней школы. Здесь уже накоплен некоторый опыт по организации планомерной, вдумчивой работы по повышению общеобразовательного уровня учителя. Как это осуществляется практически? Прежде всего каждый учитель много работает над собой, работает по специально составленному личному плану. Здесь решающую роль играют самоконтроль со стороны учителя, его воля, усидчивость. Через определенные промежутки времени на заседании местного комитета заслушиваются отчеты учителей о проделанной работе. Опыт показал, что такие отчеты полезны, особенно для молодых учителей. Они получают много добрых советов от старших товарищей: на какие статьи, журналы обратить особое внимание, какую художественную литературу прочитать. Личный план любого учителя отличается разнотемностью, его содержание зависит, в первую очередь, от специфики предмета, который он преподает. Согласно своему плану молодая учительница начальных классов комсомолка Надежда Петровна Пронина принимает активное участие в кружке "Этика и эстетика", регулярно читает выписанные ею "Учительскую газету", журнал "Комсомольская жизнь", газеты "Комсомольская правда", "Пионерская правда". Очень много читает художественной литературы. Надежда Петровна разработала и провела интересную беседу с родителями по коммунистическому воспитанию четвероклассников. Кроме того, Н.П. Пронина - пропагандист кружка в сети комсомольского политпросвещения. Год работы в школе принес ей много полезного. Появилась уверенность на уроках, стало больше знаний. Все это достигнуто с помощью старших коллег. О них, кстати, очень тепло отзывается и другая молодая учительница, математик, Светлана Степановна Лепехова. - Легко работать, - говорит она, - когда рядом добрые друзья. Первым моим другом здесь, в школе, была учительница А.П. Грачунова. Она часто присутствовала на моих уроках, подсказывала, как лучше их проводить. Светлана Степановна с особой тщательностью разработала свой план, включив туда глубоко продуманные вопросы. Повышение общеобразовательного уровня учителя, особенно коммуниста, является главной темой партийных собраний. Одно такое собрание проведено в январе. Здесь были рассмотрены два взаимосвязанных вопроса - "Самообразование учителя, члена партии" и "Роль коммуниста в производственной деятельности". Цель такого соотношения - показать, как полученные знания влияют на труд учителя, помогают ему учить и воспитывать ребят. Собрание прошло очень активно, было много выступающих. Так изо дня в день совместными усилиями в Лермонтовской средней школе решается проблема повышения общеобразовательного уровня учительского коллектива. И надо отметить, что эта работа ведется успешно.
Д. ПАВЛОВА
Дед Никита - судья. Юмореска.
Что такое базар? Все знают - это место, где собираются много людей: одни продавать, другие покупать, а третьи проверять... чужие карманы. Но не только для этого. Иногда тут происходят события, которые коренным образом меняют судьбы людей. Об одном из них и пойдет рассказ. Ирка с нашей улицы иногда торговала на "маленьком базаре" яблоками. Вообще-то она швея в ателье индпошива и торговой деятельности несколько стеснялась. Все-таки член профсоюза А зря. Что тут особенного: самим не поесть, пищепром не покупает, а везти на железнодорожную станцию далеко и хлопотно. А мать частенько прибаливала, вот тогда Ирке и приходилось заниматься коммерческой деятельность. Этой осенью первые арбузы появились на базаре в августе, Привезли их чечены, аж из под Грозного. Предъявили документы, что являются представителями колхозов Урус-Mapтанского района. Документ святое дело. Сказали: торгуйте. Одному из них, молодому Газизу, выпало место рядом с Иркой. Ну, слово за слово, разговорились, а вечером пошли в кино. А потом уж Ирка сама стала напрашиваться на торговлю и даже бюллетенила три дня. А ведь нисколько не болела. Дело кончилось тем, что когда чечены расторговались и приспело им уезжать, Ирка пришла с Сашкой, так она звала Газиза, и заявила матери, что она взяла расчет и уезжает на Кавказ, с мужем, вот с этим самым, что стоит перед ее очами, как истукан. Мать в обморок. Отхаживали. Но ничего, все обошлось. Проводила она их на автобус и перекрестила, в спину, чтобы не видели. Долго от Ирки не было известий, так что мать сильно забеспокоилась и хотела отбить телеграмму, да молодые не оставили адреса. Наконец пришло письмо. Ирка сообщала, что у нее все благополучно и даже очень. Были сначала трения на почве мусульманской религии, но Сашка оказался молодцом - и все утряслось. Потом еще письмо. Ирка обрадовала, что скоро принесет внука (это лучше), а может внучку (тоже недурно). Рыжий сосед, дед Никита, услышав новость, засмеялся, показав желтые от махорки зубы, и сказал: - Вот так и появляются новые народы. Пять часов на самолете и, пожалуйста, гибрид. Появление Ирки с ребенком на руках без предупреждения, без телеграммы явилось для матери полной неожиданностью. На вопрос о муже Ирка улыбнулась загадочно зелеными глазами и ответила: А куда он денется. Явится, как новый пятиалтынный... Когда недели через две Газиз, распродав имущество, приехал к жене, дед Никита подвел итог сплеткам: - От наших девок не убежишь. Наденет хомут, так супонь затянет намертво. Стали Сашка с Иркой жить да поживать. Хорошо жить, на радость людям. И пацан у них рос здоровенький, как кабанчик. Только иногда и ссорились до жути крепко. Митька, так звали мальчишку, по масти основательно черный, в отца. Сашка гордился этим и звал сына чеченом, а Ирка сердилась и кричала, что он - настоящий русак. Высшим судьей в этом споре оказался опять мудрый дед Никита. Он сказал: - Ну, чего завелись. Митька самое обыкновенное советское дите. Нормальное дите. И не мешайте ему жить. Без вас разберется.
Б. ЖЕМЧУЖНЫЙ
Статьи:
1. 13 декабря - выборы народных судов.
2. Величие планов страны (ТАСС).
3. Поддерживаем!
4. Лучшие среди молодых (В. Евсеев - заведующий орготделом РК ВЛКСМ).
5. Устный журнал (К. Петровичева - методист РДК).
6. Рассказы о делегатах партийной конференции. Путь тернистый (А. Палашкин - селькор).
7. Личный план учителя (Д. Павлова).
8. Новые книги.
9. Под контроль масс. Беречь зерно как зеницу ока!
10. Под контроль масс. Нужна хорошая вентиляция складов. Колхоз им. Калинина (В. Евсеев - член комитета народного контроля, А. Гордеев - председатель группы народного контроля).
11. Под контроль масс. Забыли о мелочах. Колхоз "Путь Ленина" (А. Щуров - госинспектор по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов).
12. Под контроль масс. Нет даже вытяжных труб ... Колхоз имени Димитрова (В. Белый - председатель группы народного контроля).
13. Ни пройти, ни проехать. Колхоз имени Крупской (А. Байкин - председатель группы народного контроля).
14. Сводка о качестве семян в колхозах и совхозах района на 1 декабря 1970 года.
15. Стихи Н. Шмелева. Желание. Мечта.
16. Первый детский портрет М.Ю. Лермонтова (В. Рыбакова - экскурсовод Лермонтовского Государственного музея "Тарханы")
17. Дед Никита - судья. Юмореска. (Б. Жемчужный).
18. Б. Троянов. Признание.
19. Р. Стульникова. Трудовое солнышко.
Выпуск № 149 от 12 декабря 1970 года
-
- Администратор
- Сообщения: 411
- Зарегистрирован: 30 авг 2016, 09:10
- Репутация: 0
- Откуда: Белинский
- Контактная информация:
Вернуться в «Газета "Сельская новь" - 1970 год»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей